Preview

Ученые записки Казанского университета. Серия Физико-математические науки

Расширенный поиск

Формальный подход к пространственно-временному моделированию игровых систем

https://doi.org/10.26907/2541-7746.2024.4.532-554

Аннотация

   Представлен инновационный унифицированный подход к формальному моделированию игровых сущностей и их взаимодействий – FAST-GM (Formal Approach to Spatio-Temporal Game Modeling). Предложенная модель интегрирует темпоральные и вероятностные аспекты, обеспечивая комплексное описание динамики игровых систем. Подход FAST-GM основан на расширенной темпоральной логике и теории вероятностей, что позволяет точно описать сложные игровые механики и их эволюцию во времени. Рассмотрено формальное определение игровых сущностей, их состояний и взаимодействий, а также методы интеграции темпоральных и вероятностных элементов. Особое внимание уделено применению модели для анализа игрового баланса, формальной верификации игровых сценариев и автоматизированной генерации тестовых случаев. Обсуждены масштабируемость и адаптивность модели для различных игровых жанров. Ожидается, что предложенный подход FAST-GM станет значительным шагом вперед в формальном моделировании игровых систем, предоставляя разработчикам мощный инструмент для анализа, верификации и оптимизации игровых механик на различных этапах разработки.

Об авторе

В. В. Кугуракова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Влада Владимировна Кугуракова, кандидат технических наук, и. о. заведующего кафедрой, руководитель лаборатории

Институт информационных технологий и интеллектуальных систем; кафедра индустрии разработки видеоигр; научно-исследовательская лаборатория «Digital Media Lab»

420008; ул. Кремлевская, д. 18; Казань



Список литературы

1. Сахибгареева Г.Ф., Кугуракова В.В., Большаков Э.С. Генерация и балансирование игровых механик видеоигр // Науч. сервис в сети Интернет : тр. XXIV Всерос. науч. конф. (19–22 сент. 2022 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2022. С. 455–485. doi: 10.20948/abrau-2022-6.

2. Сахибгареева Г.Ф., Кугуракова В.В. Практики балансирования компьютерных игр // Прогр. сист.: теор. и прил. 2022. Т. 13, № 3. С. 255–273. doi: 10.25209/2079-3316-2022-13-3-255-273.

3. Нурлыгаянов Н.Р., Кугуракова В.В. Подход к созданию корпуса текстов видеоигр на основе универсальной структуры // Электр. библ. 2024. Т. 27, № 4. С. 578–597. doi: 10.26907/1562-5419-2024-27-4-578-597.

4. Левенчук А. Системное мышление. В 2-х т. Т. 1. Екатеринбург: Ridero, 2024. 412 с.

5. Aarseth E. Computer game studies, year one // Game Stud. 2001. V. 1, No 1.

6. Juul J. Half-Real: Video Games between Real Rules and Fictional Worlds. Cambridge, MA: MIT Press. 2005. 248 p.

7. Mateas M., Stern A. Structuring content in the fa¸cade interactive drama architecture // Proc. Artif. Intell. Interact. Digital Entertainment Conf. 2005. V. 1, No 1. P. 93–98. doi: 10.1609/aiide.v1i1.18722.

8. Nelson M.J., Mateas M. Towards a formal game grammar // Proc. 6<sup>th</sup> Int. Conf. on Cognitive Modeling. 2008. P. 137–143.

9. Zagal J.P., Mateas M., Fern´andez-Vara C., Hochhalter B., Lichti N. Towards an ontological language for game analysis // Proc. DiGRA 2005 Conf.: Changing Views – Worlds in Play. Tampere: DiGRA, 2005. P. 1–13.

10. Cook D. The chemistry of game design // Game Developer. 2007. URL: https://www.gamedeveloper.com/design/the-chemistry-of-game-design.

11. Bj¨ork S., Holopainen J. Patterns in Game Design. Ser.: Game Development Series. Hingham, MA: Charles River Media, 2005. xvii, 423 p.

12. Brogi A., Canciani A., Soldani J., Wang P. A Petri net-nased approach to model and analyze the management of cloud applications // Transactions on Petri Nets and Other Models of Concurrency XI / Koutny M., Desel J., Kleijn J. (Eds.). Ser.: Lecture Notes in Computer Science. Berlin, Heidelberg: Springer, 2016, pp. 28–48. doi: 10.1007/978-3-662-53401-4_2.

13. Gr¨unvogel S.M. Formal models and game design // Game Stud. 2005. V. 5, No 1.

14. Rakhmankulova V., Kugurakova V. Developing an online tool for balancing video games // Proc. Int. Conf. on Simplicity and Complexity in SMART Automatics and Energy Systems (SMART-SYSTEMS). 2024. P. 1–6.

15. Pnueli A. The temporal logic of programs // Proc. 18<sup>th</sup> Annu. Symp. on Foundations of Computer Science (sfcs 1977). Providence, RI: IEEE, 1977. P. 46–57. doi: 10.1109/SFCS.1977.32.

16. Ross S.M. Introduction to Probability Models. 12<sup>th</sup> ed. Acad. Press, 2019. 842 p. doi: 10.1016/C2017-0-01324-1.

17. Hansson H., Jonsson B. A logic for reasoning about time and reliability // Formal Aspects Comput. 1994. V. 6, No 5. P. 512–535. doi: 10.1007/BF01211866.

18. Apperley T.H. Genre and game studies: Toward a critical approach to video game genres // Simul. Gaming. 2006. V. 37, No 1. P. 6–23. doi: 10.1177/1046878105282278.

19. Nilsson N.J. Probabilistic logic // Artif. Intell. 1986. V. 28, No 1. P. 71–87. doi: 10.1016/0004-3702(86)90031-7.

20. Fagin R., Halpern J.Y., Megiddo N. A logic for reasoning about probabilities // Inf. Comput. 1990. V. 87, Nos 1–2. P. 78–128. doi: 10.1016/0890-5401(90)90060-U.

21. Sistla A.P., Clarke E.M. The complexity of propositional linear temporal logics // J. ACM. 1985. V. 32, No 3. P. 733–749. doi: 10.1145/3828.3837.

22. Papadimitriou C.H. Games against nature // J. Comput. Syst. Sci. 1985. V. 31, No 2. P. 288–301. doi: 10.1016/0022-0000(85)90045-5.

23. Biere A., Cimatti A., Clarke E., Zhu Y. Symbolic model checking without BDDs // Tools and Algorithms for the Construction and Analysis of Systems (TACAS’99) : Proc. 5<sup>th</sup> Int. Conf. / Cleaveland W.R. (Ed.). Ser.: Lecture Notes in Computer Science. V. 1579. Berlin, Heidelberg: Springer, 1999. P. 193–207. doi: 10.1007/3-540-49059-0_14.

24. Biere A., Heljanko K., Junttila T., Latvala T., Schuppan V. Linear encodings of bounded LTL model checking // Logical Methods Comput. Sci. 2006. V. 2, No 5. P. 1–64. doi: 10.2168/LMCS-2(5:5)2006.

25. Henriques D., Martins J.G., Zuliani P., Platzer A., Clarke E.M. Statistical model checking for Markov decision processes // Proc. 2012 9<sup>th</sup> Int. Conf. on Quantitative Evaluation of Systems. London: IEEE, 2012. P. 84–93. doi: 10.1109/QEST.2012.19.


Рецензия

Для цитирования:


Кугуракова В.В. Формальный подход к пространственно-временному моделированию игровых систем. Ученые записки Казанского университета. Серия Физико-математические науки. 2024;166(4):532-554. https://doi.org/10.26907/2541-7746.2024.4.532-554

For citation:


Kugurakova V.V. A formal approach to spatio-temporal modeling of game systems. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Fiziko-Matematicheskie Nauki. 2024;166(4):532-554. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7746.2024.4.532-554

Просмотров: 216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7746 (Print)
ISSN 2500-2198 (Online)